ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГУ НЕОБХОДИМО УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ С КЛИЕНТАМИ?

Установление границ — один из наиболее важных способов поддерживать здоровые отношения с клиентами, а также возможность для специалиста позаботиться о своем психологическом здоровье. Границы с клиентами определяют параметры терапевтических отношений, которые могут помочь клиентам чувствовать себя более уверенно и стабильно во время сессий. 

Клиенты должны быть уверены, что консультант, к которому они обратились за профессиональной помощью, был безопасным, нейтральным и поддерживающим специалистом. Если отношения выходят за рамки сеанса терапии, клиенты теряют эту безопасность и защищенность.

Границы важны и для самого консультанта. Например, если психолог постоянно доступен для своих клиентов и никогда не выходит из своей профессиональной роли, то вероятность выгорания будет намного выше. Нездоровые границы и неуместные отношения могут определенно повлиять на профессиональную репутацию и поставить под угрозу способность предоставлять психологическую помощь в дальнейшем.

 

Вот пять советов, как психолог может установить границы с клиентами

 

1. Установите правила

Наличие очень конкретных и понятных правил — отличный способ установить границы с клиентами. Терапевты должны всегда думать о том, какие правила будут наиболее полезными и четко сообщать их клиентам до начала терапии.

Клиенты должны знать правила относительно того, какие услуги подлежат оплате и какие формы платежей являются приемлемыми.

У большинства психологов есть правила относительно продолжительности сеансов. Если вы предлагаете 55-минутные сеансы, чтобы у вас был 5-минутный перерыв между клиентами, не позволяйте вашим сеансам затягиваться. Напомните клиенту за 10 минут до окончания сеанса, что он скоро закончится и начните подводить итоги вашей встречи.

Осознание времени и соблюдение временных рамок может показаться некоторым клиентам безразличием по отношению к ним, но на самом деле оно моделирует уважительное поведение и еще больше определяет границы отношений.

 

2. Будьте осторожны с самораскрытием

Не раскрывать слишком много личной информации о себе — очевидное правило для психологов, но на практике специалистам бывает не всегда легко ориентироваться в этой теме.

Клиентам всегда можно сообщить, что они состоят в браке и имеют детей или что они живут недалеко от своего офиса. Но, прежде чем что-то рассказать о себе, специалисты должны убедиться, что раскрываемая информация о них отвечает интересам клиента. Иногда это может помочь клиентам узнать, что их терапевт также пережил трудные времена.

Иногда самораскрытие может помочь укрепить терапевтическую связь. Когда клиент чувствует, что знает своего психолога более близко, он может чувствовать себя более комфортно, открываясь ему.

Но следует помнить, что чрезмерный обмен данными с клиентами может быть серьезным нарушением границ. Если клиент начинает чувствовать, что консультант больше похож на его друга, чем на профессионального специалиста, то это говорит только о том, что терапевтические границы были нарушены. Терапевтический же эффект от такого взаимодействия будет стремиться к нулю.

 

3. Ограничьте физические прикосновения

Прикосновение — сложная вещь в терапевтических отношениях. Часто клиенты испытывают чувство благодарности к своему психологу и могут захотеть выразить это объятиями. Хотя объятия могут быть отличным источником утешения между друзьями или членами семьи, но это, как правило, совершенно неуместно между терапевтами и клиентами.

Прикосновения должны ограничиваться рукопожатиями или жестами «дай пять». Есть, конечно и исключения из этого, но в целом психологи должны ограничивать физические прикосновения с клиентами. Потому что объятия стирают границы между профессиональными отношениями и, хотя они могут утешать клиентов, но в рамках терапевтических отношений это не стоит делать ни одной из сторон.

 

4. Избегайте контактов вне кабинета

Иногда трудно избежать встреч с клиентами вне терапевтических сеансов. Консультанты и клиенты могут столкнуться друг с другом в продуктовом магазине или на улице, если они живут в одном районе. В этих случаях психологи никогда не должны инициировать взаимодействие, чтобы сохранить конфиденциальность. Если клиент решает вовлечь терапевта в разговор, лучше всего, чтобы общение было кратким и профессиональным. 

Бывают случаи, когда взаимодействия с клиентами вне терапии неизбежны. Например, вы не можете избежать клиента, потому что ваши дети случайно оказались одноклассниками и родительские собрания сближают вас, но и в этом случае вы можете ограничить свое общение. Не инициируйте контакт, а если он случается, общайтесь кратко и профессионально. Не выходите выпить кофе после встречи с клиентами, не обменивайтесь с ними номерами телефонов и не устраивайте для своих детей ситуацию совместного времяпровождения. 

 

5. Установите правила в отношении общения в мессенджерах

Поскольку цифровые технологии стали более продвинутыми и широко распространенными, очень важно иметь четкие границы с клиентами в отношении использования мобильных телефонов, планшетов, видеочатов, текстовых сообщений, электронной почты и т. д.

Консультант должен установить границы для звонков и текстовых сообщений в мессенджерах вне сессий. Психологи не должны брать на себя роль дежурного на горячей линии и быть на связи 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, чтобы оказывать психологическую помощь и отвечать на разные текущие вопросы. 

Границы отношений между терапевтом и клиентом имеют решающее значение для успеха терапевтических отношений. Психолог несет ответственность за установление и поддержание границ с клиентами для общего благополучия и психологического здоровья. Это часто требует неловких и трудных разговоров с клиентами о границах и их обосновании, но лучше открыто обсудить эти вопросы, чем рисковать и навредить терапевтическим отношениям.

 

КАК ПСИХОЛОГУ ЗАКОНЧИТЬ СЕАНС ТЕРАПИИ ВОВРЕМЯ И НЕ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ?

 

Автор:

 

 

 

Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.

  • опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;

  • опыт работы практикующим психологом в области супружеских отношений с 1998 г;

  • автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.

 

Обучаю экспертов-психологов кратно увеличивать свой доход за счет правильной методологии и смысловой упаковки частной практики.