Спортивная психология: мотивация в подготовке спортсменов

10.05.2013

СпортСпортивная психология: виды мотивации у спортсменов

     Такое направление психологической науки как спортивная психология особое внимание уделяет мотивации спортсмена. Мотивация — основная движущая сила, позволяющая достигать все новых вершин спортсменам, с которыми по этому направлению ведется целенаправленная психологическая работа (психологическое консультирование спортсменов), либо они сами достаточно мотивированы. Мотивация любой деятельности заключается в определении и фиксации новых стимулов и грамотном доведении их значения до человека, стремящегося улучшить или повысить свои результаты, в том числе результаты выступлений на спортивных соревнованиях.

     В спортивной психологии существует несколько классификаций видов мотивации по различным критериям. В спортивной деятельности видами мотивации спортсменов можно считать:
•    самостоятельную, когда уровень мотивации контролируется и регулируется самим спортсменом;
•    нарабатываемую с помощью тренера или группы тренеров;
•    приобретаемую с помощью спортивных психологов.

     По времени использования мотивация может быть:
•    относительно-постоянная, когда спортсмен постоянно и высоко мотивирован;
•    относительно-переменная, когда периоды и величина мотивации постоянно меняется.

     Причём, в первом случае, достаточно корректирующей работы со спортсменом, а во втором необходима практическая консультационно-стимулирующая работа со специалистами – спортивными психологами. Спортивная психология включает в себя широкий набор инструментов для оказания психологической помощи и повышения мотивации профессиональных спортсменов. Если вы хотите разобраться в том, что представляет собой комплексная психологическая помощь спортсменам, оказываемая спортивным психологом, то вам будет интересна статья «Спортивная психология: система психологического сопровождения». Спортивный психолог – очень важный специалист для профессиональных и начинающих спортсменов.

     По степени реализации мотивацию, видимо, следует различать, как:
- реализованную;
- нереализованную.

     По уровню амбициозности:
- сверхамбициозную;
- достаточно амбициозную;
- недостаточно амбициозную;
- недостаточную.

     Причём, по мнению психологов-консультантов, специализирующихся по направлению  «спортивная психология», предпочтительными являются 2 средние, работа над которыми ведётся с постоянным стремлением повысить уровень притязаний спортсмена. Здесь уместным будет упоминание о том, что этот уровень тесно связан с таким психологическим понятием, как самооценка, который необходимо постоянно повышать, но в осознаваемо достижимых пределах. А это уже работа психолога-консультанта по спортивной психологии. В отдельных случаях уровень самооценки может изначально не соответствовать уровню притязаний, тогда возникает обратная проблема.

     Поиск новых стимулов, передвижение границ самооценки на новые достижимые рубежи, поддержание тонуса уровня притязаний спортсмена — практические пути спортивной психологии, направленные на реализацию повышения спортивной мотивированности.

     Мечтаете о профессии «спортивный психолог»? Тогда заходите сюда: спортивная психология обучение.

Спортивная психология: практическое исследование мотивации у особой категории спортсменов

     Интересным в рамках направления «спортивная психология» представляется изучение мотивации спортсменов с ограниченными возможностями, т. е. инвалидов. Так как уровень мотивированности людей, попавших в трудные жизненные ситуации, оказывается на значительно более высоком уровне. В этой связи представляется целесообразным проведение совместных занятий и тренировок по виду спорта со здоровыми спортсменами  и инвалидами, когда различия в величине мотивации могут ощущаться всеми участниками в прямом контакте, хотя эта практика не может быть постоянной. Кроме того, среди самих спортсменов-инвалидов различия в уровне мотивированности могут быть значительными.

     Предпринята попытка изучения мотивации в подготовке спортсменов-инвалидов, членов сборной команды России по мини-футболу среди слепых спортсменов (по международной классификации В1). Оказалось, что среди 18 человек в возрасте от 16 до 40 лет уровни мотивированности значительно разнились. Первоначальной стадией изучения уровней мотивации стали непосредственные беседы с каждым из членов команды. Отличительной особенностью данной группы было отсутствие зрения у всех участников. Причем наличие зрения до 3% на оба глаза позволяло причислить (по международным правилам) данных спортсменов к тотально слепым, т. е. В1. Важно отметить, что не всегда уровень мотивированности соответствовал уровню тренированности и уровню возможностей игрока. Скорее - наоборот.

     Причем, совпадением всех этих уровней мог отличаться от всех остальных, только один — самый лучший игрок России — Манжос Сергей (27 лет) из г. Москвы. Относительно высоким уровнем мотивации обладают такие игроки, как Старков Константин (37 лет, г. Белгород) и Клюквин Дмитрий (24 года, г. Москва). Но техническая и физическая подготовка этих игроков не позволяют им стать лидерами команды.

     Получается, что мотивированность без соответствующей работы над базовыми аспектами теряет смысл. С другой стороны, игроки  Иванов Евгений (30 лет, г. Йошкар-Ола), Гуртовенко Александр (24 года, г. Москва), обладая высоким уровнем технической и физической подготовки при недостаточном уровне мотивированности, также не могут стать лидерами команды. Получается, что если условно разделить группу на 3 подгруппы: с высоким уровнем мотивации, со средним и с низким, то наибольший успех выпадает на игроков из подгруппы с высоким уровнем мотивации при условии высокого (а не среднего и низкого) уровня физической и технической подготовки. То есть речь идет о каждом третьем из трех, или девятом из девяти. Справедливости ради надо сказать, что два из восемнадцати игроков также отличаются между собой по уровню тактического понимания игры и командной коммуникабельности. Получается, что только игрок, обладающий еще и этими качествами, может стать лучшим.

     Мотивированность игроков проявлялась не только в отношении тренировок, регулярности их посещений и нацеленности на достижение высокого результата. Она проявлялась в межличностных отношениях между игроками, в попытках дополнительно мотивировать своих товарищей и помочь тренеру. Поэтому для тренеров, ведущих работу с любой командой, важно определить самого мотивированного игрока и сделать его помощником.

     Характер проведенных бесед позволяет судить о том, что эти рассуждения об уровне мотивированности спортсменов могли бы служить субъективной составляющей оценки их реальной величины. Говоря об объективной составляющей, надо сказать, что была разработана постоянно предлагаемая для заполнения спортсменами анкета, включающая следующие пункты (разработана по принципу «наименование вопроса» и  оценка «1», «2» или «3»).

•    Сколько тренировок в неделю Вы считаете достаточным для улучшения результата команды в текущем году;
•    Какой результат нашей команды для Вас желателен:
- на чемпионате России 2013 г.
-  на чемпионате Европы 2013 г.
-  на чемпионате мира 2014 г.
- на  параолимпийских играх 2016 г.
•    Какой результат нашей команды Вы считаете достижимым:
- на чемпионате России 2013 г.
- на чемпионате Европы 2013 г.
- на чемпионате мира 2014 г.
- на  параолимпийских играх 2016 г.

     Соотношение желаемого и достижимого результата складывается в относительные цифры и может служить в качестве объективной составляющей оценки мотивированности конкретного спортсмена.

     По мнению спортивного психолога А.С. Соломатина из Санкт-Петербурга, положительная мотивация спортсмена на достижение лучших результатов состоит из следующих компонентов:
     - физиологический;
      - психологический;
      - медико-биологический;
      - аксиологический;
      - социально-этический;
      - эгоистический;
      - цельно-волевой;
      - эмоционально-коммуникационный.

     Более  того, по мнению автора, мотивационный фон спортсмена является подвижным сочетанием всех этих компонентов, характеризующим постоянное стремление к снижению мотивации и требующим проведения идеомоторных тренингов.

     Предлагаются в качестве метода воздействия на мотивированность спортсменов применение идеомоторного или визуального воздействия на психологическое состояние спортсмена (психологическое консультирование спортсменов). Данные явления необходимы для закрепления положительных эмоций от тренировочной деятельности и формирования положительного мотивационного фона к спортивной деятельности. Кроме того, формирование положительного мотивированного фона является важнейшим условием действия педагогического принципа — принципа сознательности и активности в спорте. Узнать больше о спортивной мотивации можно из статьи «Психология спорта: проблемы мотивации в спортивной деятельности».

     Полученные результаты анкетирования спортсменов-инвалидов по зрению позволили оценить мотивационную среду команды, получить достоверную информацию об индивидуальных особенностях уровней мотивации каждого игрока, а также получить богатый материал для дальнейшей плодотворной работы спортивных психологов.

     Несомненно, что применение общетеоретических принципов систем мотивации (например, пирамида Маслоу), а также спортивные особенности мотивационного фона требуют значительных условий для тренеров и спортивных психологов-консультантов в целях повышения результативности спортсменов.

     Хотите стать успешным спортивным психологом и ищите подходящие курсы (спортивная психология обучение)? Программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование в спорте» содержит все необходимые теоретические данные и практические методики для осуществления эффективного психологического консультирования спортсменов.

Спутнов В.В.,
выпускник Института

Все статьи по теме Статьи по психологии спорта