04.08.2010
сказкотерапияСказкотерапия для взрослых: кто такой внутренний ребенок?


Среди многочисленных описаний психологического мира человека можно найти простую и очень емкую: «сущность внутри личности». Такая простая, но очень важная матрешка.

Сущность, является внутренней основой человеческого мира, опорой его души, личность же – это система, которая призвана соединять внутренний и внешний мир, это то, что дает человеку возможность жить и действовать в обществе. Иными словами, сущность – это индивидуальность человека, которая «создана по образу и подобию…», это внутренний ребенок, а личность – тот скафандр и инфраструктура, что должна позволить человеку развиваться в течение жизни (эта идея используется в психологии творчества).

На деле же все получается наоборот. Сущность человека развивается в среднем первые семь лет жизни, далее ее развитие замедляется и останавливается, расти продолжает только личность. Таким образом, буквально как в сказке, личность становится злой мачехой, а сущность забитой падчерицей.

Такая ужасная деформация невольно становится трагедией человека, ведь проживая свою жизнь в услужении у неких навязанных паттернов поведения, чужих схем воспитания и норм морали, он никак не может обрести настоящего счастья. Так как его самая важная часть – внутренний ребенок – оказывается брошенным и замученным. Здесь стоит вспомнить и ценное библейское указание «И будьте как дети, ибо их Царство Небесное».

Что такое сказкотерапия?


Сказкотерапия (сказкотерапия для детей, сказкотерапия для взрослых) – опираясь на сказки для детей и сказки для взрослых – является одним из эффективнейших методов в психологии, который позволяет сбалансировать взрослую личность человека с его внутренним ребенком. Тем самым, запустив процесс гармоничного развития. Эффективность сказкотерапии обусловлена тем, что она является не просто одним из направлений современной психологии, но частью древней традиции сказителей, пронизывающей все культуры земли.

Надо отметить, что хотя сегодня сказкотерапию считают одним из методов арт терапии (психологии творчества), приемы сказкотерапии для детей и сказкотерапии для взрослых можно успешно использовать практически в любом психологическом подходе, будь то гештальт, психоанализ, позитивная психология, коучинг и т.д. Подробнее о методе «сказкотерапия» читайте в статье «Сказкотерапия в семье и на работе».

Безусловно, в применении сказкотерапии по отношению к клиенту психологу очень важно, чтобы клиент был готов к творческой самооценке и спонтанному самопроявлению. Здесь стоит помнить о том, что не существует людей, которые не могут сочинять сказки, или такого человека, которому совершенно не нравится ни одна из сказок. Ведь сказки – это и первое питание нашего внутреннего ребенка и его первая система координат, дающая возможность мечтать и развиваться.

Для взрослого же сказочное пространство обладает максимальной степенью безопасности для самораскрытия (подробнее об этом читайте в статье «Сказкотерапия: волшебный путь к гармонии или взрослым людям тоже нужны сказки»). Поэтому искусство психолога-консультанта по сказкотерапии заключается в том, чтобы максимально тонко и точно включить  клиента в работу со сказкой. Это можно сделать несколькими способами.

 

Сказкотерапия для взрослых


Самыми распространенными методами сказкотерапии считаются такие как, обсуждение сказки, которая уже существует; создание клиентом собственной сказки; инсценировка и драматизация созданной или существующей сказки; использование различных арт терапевтических практик в контексте сказки.

Это прекрасно иллюстрирует мастер сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, она советует выстраивать работу со сказкой в три этапа:

  1. Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т.д.
  2. Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу, использовав материал первого этапа.
  3. Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента, так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того как клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет».

Повышение квалификации по курсу "сказкотерапия" (сказкотерапия обучение) дает в руки психолога или педагога не только эффективный метод для работы с клиентом, но и для работы по самосовершенствованию. Методы сказкотерапии полезно использовать и на себе.

Вот что говорит об этом психолог-сказкотерапевт Роман Кандибур: «Я думаю, что это важное чувство, которое возникает в момент творения или работы со сказкой, чувство, что я соприкасаюсь с чем-то очень трепетным и важным. Я думаю, что именно это чувство помогает терапевту замедлиться и работать тонко, не упуская нюансов и оттенков, которые привносит в сессию клиент».

Сказкотерапия легко рождает такой удивительный эффект как психотерапевтический альянс, придающий процессу консультации особую глубину и динамику.

Давно интересуетесь сказкотерапией и хотите освоить данный метод (сказкотерапия обучение)? Тогда курс повышения квалификации «Сказкотерапия в консультировании» - это то, что вам нужно!

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)